ЦИКЛ
"ТАНЦЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ"
Не хотелось
бы, чтобы у
читателя нашего журнала
сложилось
впечатление, будто
уделяя внимание теме русско-чеченской войны, мы
отдаем
предпочтение какой-то одной стороне. Это
совсем не так. В
доказательство
нашей беспристрастности мы публикуем пять рассказов
талантливого молодого прозаика Сергея Пипуркина.
Я хорошо
помню, как Пипуркин впервые
появился в нашем клубе
"ПушкинГ".
Восемнадцатилетний юноша,
неловкий голубоглазый увалень,
скатившись по
лестнице, больно ушиб себе
спину. Я подал ему руку и
помог встать. Глядя мне прямо в глаза, Пипуркин произнес: "Меня зовут
Сергей Пипуркин. Я
родом из Уфы. В Москве проездом.
Живу у тетеньки.
Пишу рассказы. Мне
скоро в армию. Я знаю,
что вы издатель модного
молодежного журнала
ПеГе. Можно, я принесу вам свои рассказы, а вы
посмотрите и скажете, что
и как?" "Конечно, приноси", -
вежливо
ответил я, а про
себя, как всегда, подумал
"приносить-то приноси, а
вот напечатаем - хуй". Однако на этот раз я ошибся.
Единственным текстом, который
Пипуркин успел мне передать
до
отправки на фронт,
был "Страх", написанный, по
всей видимости, сразу
же после печально
известных московских событий на
улице Гурьянова и
Каширском шоссе.
Уже из армии он прислал
рассказ "Карлик" -
после
взрывов химического оружия в городе Грозном, "Потолок" - после работы
по расчистке
завалов в селе Комсомольское,
"Лань" - после истории с
полковником Будановым
и чеченской девушкой, и,
незадолго до гибели,
"Мясо".
В заключение,
как критик и культуролог, не удержусь от
одного, на
мой взгляд,
чрезвычайно глубокого и интересного
наблюдения. Стараясь
забыть об окружающей суровой действительности, Пипуркин
нигде прямо не
пишет о
войне. Тем не
менее во всех пронзительных текстах юного
романтика прослеживается одна сквозная тема. Тема смерти. Как в воду
глядел. Засим разрешите откланяться
Ильяс Фалько
СТРАХ
В нашем
новом панельном доме серии
П-3 поселился страх.
Мы
переехали сюда
совсем недавно. Вначале все было
хорошо. Семнадцать
этажей, потолки - 2, 64 м, кухня - 10 м, четыре лифта,
консьержка... И
тут объявился этот ебучий страх.
Я то включал свет - то прятался в темноте. Судорожно задергивал
занавеску -
сорвал и выбросил карниз в
окно. С головой накрывался
одеялом - разрезал
его на куски. Залезал под кровать
ежом - выползал
из-под кровати
ужом. Кутался в шубу
боярыней - раздевался догола
стрельцом.
Пиджаком забивался в шкаф - пулей
выскакивал из шкафа.
Набирал номер консьержки
- разобрал телефон
на детали. Радушно
распахивал
входную дверь -
воровато запирал ее на
засов. Махал
дедовской шашкой
- сидел на стуле паинькой. Пил по-пацански водку
взасос - часами пыхал как паровоз. Обещал Богу не дрочить - засовывал
хуй в пылесос. Объявлял вечную голодовку - сожрал поросячью ногу. Бил
лбом об стену - пробурил
дырочку к соседу. По ночам пилил
вены в
ванной - по утрам смывал кровь под краном. Затягивал на
шее офицерский
ремень -
подарил его брату
Коле. Жужжал мухой и ухал
филином -
заклеивал зубы
скотчем. Листая каналы, смотрел
телик - сыграл с ним
лыжной палкой в
дартс. Камбалой вжимался в пол - бегал по
кругу из
комнаты в кухню. Лизал
языком нос -
думал словами наоборот. Не
помогало.
И тогда я понял, что
нужно напугать страх. Нужно стать
страшнее
самого страха. И я
закричал. Я закричал так, что задрожали стены в
доме. Заржали
лошади в районе. Затрепетали трупы в
морге. Залетели
леди в
постели. А в Казани
запел муэдзин. Я закричал так, что
в
воздухе запахло
гексогеном. Дом надулся и
раскололся пополам, как
арбуз. А с неба залпом посыпались зды. Люди-семечки
бросились из своих
квартир наутек. Потом они получили квартиры в других
спальных районах,
в домах с еще
более улучшенной планировкой, серии П-44,
но все равно
еще долго
вспоминали об этом.
Старики-семечки рассказывали внукам о
случившемся, приговаривая: "Да, йо, это был
настоящий Страх".
Москва, 1999
КАРЛИК
Однажды в метро наш поезд остановился. Прошел день, два. Воздуха
оставалось все меньше и меньше. И тогда карлик - из тех, что собирают
милостыню по вагонам - предложил: "Пусть каждый убьет своего соседа".
Мы согласились, убили по соседу и выбросили их тела в туннель. Однако
воздуха не прибавилось. В первый момент я даже пожалел о случившемся.
Без соседа мне было скучно. Ведь мы играли с ним в шахматы и говорили
о политике. Сосед
рассказывал: ""Все на
Земле пришло к концу. Но я
верю, что в
научных лабораториях успеют вывести больших дебилов, и
появление этих новых варваров послужит импульсом для очередного витка
истории". Он казался приятным собеседником, мой
сосед.
Вскоре я забыл
про него. Дышать становилось все
труднее. Время не
двигалось. Карлик предложил убить по следующему соседу. Затем еще по
одному. И вот нас
осталось двое - карлик и я.
Предусмотрительно мы
старались держаться
подальше друг от друга.
Наконец, карлик сказал:
"Подумай о
шахматах". "Что?" - не
понял я. "Если ты убьешь
меня, то
будешь долго
и мучительно умирать в одиночестве. Если же
мы сядем
играть в
шахматы, то, во-первых, ты
умрешь быстрее от недостатка
воздуха, а, во-вторых, время за игрой пролетит
незаметно". Он уговорил
меня, соблазнил
тем, что
время вновь обретет скорость. Мы
кинули
жребий, и мне
выпало играть белыми. Я взялся за
пешку, и вот тут-то
карлик изловчился и ударил, йо, меня ножом в спину.
Грозный, 2000
ПОТОЛОК
Как-то раз у
нас в квартире начал падать потолок. Праздновали
чей-то день
рождения, и народу в доме
тусовалось немало. Все тут же
повскакали с мест
и кинулись удерживать потолок,
словно атланты
или портосы. Шло
время, стояли дружно.
Внезапно один гость
с
лицом бульдога,
курсант какого-то военного
училища, опустил руки.
Затравленно озираясь,
он набросился на Роксалану и стал
ее лапать.
Роксалана терпела до поры до времени, затем вдруг лицо ее скуксилось,
она заревела,
словно хищный младенец, отняла
руку от потолка и дала
курсанту пощечину.
Курсант ударил в ответ. Роксалана
завизжала диким
хорьком и
вступила в бой.
Курсант не унимался. Он успел
порвать
ее платье,
когда, наконец, не
выдержал тот парень, что пришел
с
Роксаланой.
Типичный рязанский рейвер, с серьгой
в носу и синими
волосами. Он издал боевой клич, отпустил потолок, схватил
кухонный нож
со стола и полоснул курсанта по
шее. Хлынула кровь. Курсант, как
баран, рухнул на
бок. Тогда, не долго думая, пост
покинули двое его
дружков, тоже
курсанты, рожами похожие на Чука
и Гека, но по виду и
речи явные фанаты
Бивиса и Баттхеда. "Чувак, эта
телка наша, йо", -
подбадривали они
товарища, пока тот не сошел с
дистанции. Они стали
молотить рейвера чем ни попадя, пока один из них не догадался пробить
ему голову
топориком для рубки мяса.
Удерживать потолок было все
труднее, и мы
опустились на колени. Курсанты воспользовались этим и
принялись бить
нас ногами в
живот. Но нам повезло.
Один из нас
ухитрился
схватить Чука, косившего под
Бивиса, за ногу и
сильно
дернул. Чук упал
навзничь, звякнул затылком об плитку
с подогревом и
затих. Гек, тот,
что косил под Баттхеда, попытался
улизнуть, но двое
из нас тяжело вздохнули, оставили свой участок и поймали
его за штаны.
Подтянули поближе и быстро замесили ботинками на широких
подошвах. Тут
потолок в том месте, где
его отпустили, накренился и задавил маму
нашей хозяйки Елену
Васильевну и маленькую собачку
Сиси. Мы не
выдержали тяжести и упали на живот. Я втянул голову в плечи, но успел
услышать, как рядом
хрустнула шея Кастета. Когда я пришел
в себя, то
обнаружил, что потолок прекратил падение. Он остановился на небольшом
расстоянии от пола.
Я крикнул, но никто не отозвался
в ответ. Полная
тишина, ни стона,
ни дыхания. "Что ж, мне повезло
больше других", -
понял я.
Довольный, попытался протиснуться вперед или
назад, но...
ничего не вышло. Я
прочно застрял. Черт, ведь я -
слишком толстый.
Выхода нет.
Точнее, есть один - ждать, пока похудею. Так и остался
лежать на месте.
Комсомольское, 2000
ЛАНЬ
В тот день на наш подъезд поставили железную дверь. Но по ошибке
такую, что открыть
ее не могли ни жильцы,
ни приходившие в гости.
Тогда все стали
пользоваться канатами. С каждого балкона свисал до
земли канат. Канаты были одинаковой толщины, но разной длины. Дом наш
стал напоминать джунгли из лиан.
Однажды,
спускаясь по обыкновению в магазин, на
одном из соседних
канатов я заметил
ее. Она улыбалась мне лучезарной
улыбкой. "Лань, -
подумал я
тогда. - Лань, и этим
все сказано". Ловким
движением я
оттолкнулся от стены и, освободив одну руку... вместе с
ней очутился в
квартире своего
друга и соседа Сереги Пэрэсэтэ.
Мы занялись любовью
втроем. "Лань, - приговаривал Серега. - Лань".
Нам было хорошо вместе.
Потом мы
убили ее. Когда
мы разделывали ее тушу,
то хором
повторяли: "Лань,
йо, настоящая лань". Нам так
и не понадобилось ее
имя. Мы ели
ее, обгладывая косточки, облизывая пальчики. Мясо было
вкусное и нежное. "Как у лани", - сказал
Серега.
Ножай-Юрт, 2000
МЯСО
Не помню, почему я
заглянул в кастрюлю с
заготовленным на утро
шашлыком. Мясо
было замариновано, смочено красным
вином и терпеливо
ждало своего часа.
Я уже собирался снова закрыть
кастрюлю крышкой,
когда вдруг мое внимание приковало нечто странное в
поведении шашлыка.
Приглядевшись повнимательнее, я обнаружил,
что мясо шевелится. Мясо
было ярко-красным и
живым. Оно хлюпало,
всхлипывало и медленно
двигалось по кругу. "Круг сансары", - почему-то
подумал я.
"Как же
так?" - удивился
я. Как же
оно выжило в
столь
экстремальных
условиях? Ведь в воздухе
так мало кислорода и так
много углекислого
газа. Одно дело человек -
мясо уже испорченное,
приспособившееся в результате мутации. Но это... Полная
сатанама.
Что же, раз оно
выжило, нужно помочь ему протянуть
подольше. Дело
происходило на
даче. Я выбежал на участок, наломал палочек, нарвал
листочков и начал подкармливать мясо. Всю ночь я просидел
рядом с ним.
Я кормил его,
подбрасывая потихоньку то горсть палочек, то щепотку
листочков, то дольку лимона. Я пел ему песенки и
рассказывал сказки. К
утру я устал и
отрубился. Проснулся от странной звенящей тишины.
Светало. Неприятное
красное солнце назойливо заглядывало
в кастрюлю.
Надо было
посмотреть и мне, но я боялся. Я
уже знал ответ. Однако
всегда есть
надежда. Собравшись с
силами, я надел черные очки
и
посмотрел внутрь. Мясо
не двигалось. Оно было мертво.
Умерло, йо, на
рассвете.
Джаной-Ведено, 2000
РАССКАЗЫ,
ПРИПИСЫВАЕМЫЕ ПИПУРКИНУ
ЛИФТ
Недавно я
возвратился домой чуть позже
обычного и обнаружил, что
во всем доме пропал свет.
Сначала я даже не понял, насколько это
ужасно. Но оказалось, что с
исчезновением света перестали ходить
и наши электрические лифты. А подняться по пожарной
лестнице на
семнадцатый этаж, согласитесь, не так уж просто. К тому
же в кромешной
тьме. К тому
же если выход с лестницы на
этаж закрыт. А позвонить
домой жене и попросить, чтобы она отперла задвижку, я не могу - у нас
электрический телефон-автоответчик.
Сосед, который
тоже не смог
попасть домой и
теперь мрачно
курил рядом, сообщил,
что выгорела вся
проводка, после чего
произнес
какое-то непонятное слово "щитовая". "А
это надолго?" -
поинтересовался я. "Надолго? Боюсь, что навсегда, йо", - то ли шутя,
то ли серьезно
ответил сосед. Мне стало не по
себе. Я очень хотел
попасть домой, ведь дома меня ждали жена, ребенок...
С другой стороны, подумал я, дома бы даже
не смог попить чаю -
ведь у нас
электрический чайник. Я бы
не смог побриться
своей
электробритвой. Я
бы не
смог поработать за
компьютером, послушать
музыку или посмотреть телевизор. Я бы не смог приготовить
себе обед на
нашей электрической плите.
Я бы не смог.
САМОЛЕТ
Однажды наш
самолет, не успев подняться вверх, начал
падать вниз.
Все почему-то стали сразу
пробиваться к выходу. Особенно усердствовал
один здоровенный бритый
детина в синем костюме. Он
размахивал своими
кулаками-кувалдами,
легче всего расплющивая об наковальни
сидений
женские черепа.
Мне он случайно вышиб зуб золотым
перстнем-печаткой,
хотя я и
сидел тихо. Сосед спереди, похожий
на двойной кебаб,
торопился связаться с
кем-то по телефону.
"Охрану, - судорожно
взвизгивал он в трубку. - Охрану мне, йо!" Сосед
сзади, интеллигентный
молодой человек в
очках, сказал своей длинноногой
жене, державшей на
коленях ребенка:
"Сука. Это ты, сука,
уговорила меня взять билет на
этот рейс. А
теперь он пропадет, как
медный пятак в
игральном
автомате". Сосед
слева, вихорчатый юнец, взвизгнул
стерлядью, скинул
штаны и попытался
засадить свой багряный
мундштук стюардессе,
старавшейся незаметно
на четвереньках подползти к выходу. Остальные
орали, будто
дикие лебеди с перерезанными глотками. Кто-то пробовал
дышать через спасательный жилет, кто-то натягивал на
спину кислородную
маску.
Впрочем, все произошло так
быстро, что практически нечего
вспомнить. Разве
что глаз той огромной рыбы, медленно проплывавшей
мимо, которая привиделась мне, когда мы вонзились в воду.
ОФИС
Мы обзавелись
шикарным офисом в центре города. Сделали евроремонт,
завезли мебель. Поставили двери фирмы
"Луальди". Приступили к работе.
Сперва дела шли
неплохо. Но потом стало твориться нечто
странное.
Постоянно исчезали
какие-то вещи. Сначала
это были незначительные
пропажи. Терялись
авторучки, листки бумаги,
сигареты и зажигалки.
Разумеется, мы
не обращали на это
внимания и продолжали работать
дальше. Мы
списывали потери на обычную
офисную суету. "Когда-нибудь
найдется", - так наивно полагали мы. Но ничего никогда не находилось.
А затем вдруг
исчезла коробка с видеокассетами. Мы искали
ее целый
день, шныряли и шарили по всем углам, но безуспешно.
После чего словно
сквозь землю провалилась микроволновая печь. Точно помню, что вечером
я уходил домой последним. Перед самым уходом разогревал
себе сэндвич с
индейкой. Значит, печь была на месте. А утром ее и след простыл. "Был
рыбец, да уплыл в жопец, йо", - только и сказал мой
шофер Вася.
На следующий
день по пути на
работу я решил незамедлительно
взяться за дело.
Провести собрание. Пригрозить, что вызову милицию,
если ничего не
выяснится. Я махал руками,
будто жирный карась,
репетируя свою речь перед дверью. "Господа и дамы, - важно говорил я.
- Если вы
думаете, что все это пустяки,
то горько ошибаетесь. Все
оч-чень, оч-чень
даже серьезно. Это вам, между прочим,
не надувной
шарик. А печь всеми уважаемой фирмы "Самсунг".
Но, войдя внутрь,
обнаружил более серьезную
пропажу. Из шкафов
исчезли все
бухгалтерские книги. А к вечеру
пропали и сами шкафы.
Вернее,
вначале пропали дверные
ручки от Гуччи. А
затем шкафы.
Тут уж я
разволновался не на
шутку. События развивались
столь
стремительно,
что я не
успевал с ними
совладать. Нужно срочно
кому-нибудь позвонить, решил я. Но куда-то подевались и
все телефонные
аппараты, в том числе мой сотовый фирмы Эриксон, модель Т36. Я понял,
что
сопротивляться происходящему бесполезно. Остается смириться
и
ждать, чем все
закончится. Больше я ничему не
удивлялся. Стоически
переносил очередные пропажи.
Вскоре исчезли
компьютеры и столы. Куда-то запропастились стулья и
итальянский кожаный диван для посетителей, не помню чьей фирмы. Затем
потихоньку рассосались и сотрудники. Ничего страшного, утешал себя я.
Просто, наверное,
перестали ходить на работу, потому что
им нечего
больше здесь делать. Так я остался один в пустом офисе.
Время
пролетело, как муха. Сейчас я сижу
голый на полу посреди
офиса и жду собственного исчезновения.